Для начального изучения программирования я рекомендую учебную среду Исполнителей, обычно это Робот, Чертежник, Черепашка. Управляются исполнители учебным языком программирования, их задача — сформировать правильное представление об основных конструкциях языка (цикл, условие, переменная, подпрограмма). Я порекомендую начать с Исполнителей даже взрослым учениками, потому что на Робот (и другие) — это наглядность в действии. Не стоит боятся начинать с простых задач: если задача для вас простая, то вы потратите минимум времени на ее решение, зато будете уверены, что ничего не пропустили и можете спокойно двигаться дальше.
Я использую Робота в «настоящей» среде программирования, что несколько усложняет самое первое занятие, зато упрощает последующие. Есть реализация Робота для Delphi (устаревший вариант), Python и VBA (Excel). Таким образом вы сразу начинаете работать с настоящим, а не учебным языком программирования и это приятно (лукавлю, т.к. на первом этапе обучения нет абсолютно никакой разницы с учебным или настоящим языком работать).
Робот «живет» на клеточном поле, умеет двигаться на клетку вверх, влево, вправо, вниз (но не по диагонали), закрашивать клетки и некоторые другие действия, в зависимости от реализации. В обязательном порядке у любого Робота есть датчики обратной связи. Робот не умеет ходить через стены, при попытке «пройти сквозь стену» — разбивается, значит у Робота должны быть датчики стен, позволяющие определить, например, есть ли стена сверху или сверху свободно.
После знакомства с базовыми командами Робота, на которое уйдет около 5-10 минут, вы сможете решить первую задачу. И вторую и третью и так далее. Несмотря на кажущуюся простоту это вполне достойные задачи, а некоторые из них выходят за пределы школьного курса.
Если вы настроены серьезно, то все задачи для Робота (около 50 шт) вы сможете решить за небольшой промежуток — от трех дней до двух недель. Если же вы настроены несерьезно, то … то что вы тут делаете? Ну-ка настройтесь и вперед! После увлекательных задач с Роботом вас ждут не менее увлекательные задачи на графику, массивы, файлы и т.д.
P.S. Мой ребенок говорит: «Пойду — Робота погоняю».
P.S.S. Пока сайт в процессе оформления, я еще не выложил на него статьи, задачи, план обучения, вы можете писать мне на почту boris-vlasenko@yandex.ru. Я обучаю программированию давно, просто для удобства решил сделать сайт. Ждать окончательного оформления сайта не обязательно — пишите на почту и начнем заниматься в ближайшее время. Если вы хотите начать с осени, то лучше записаться заранее, т.к. может не оказаться свободных мест.
А что такое Черепашка?
Черепашка — это один из Исполнителей [команд]. Одно время в Pascal входил модуль turtle (черепашья графика), в Python и сейчас входит. Есть система обучения детей, полностью построенная на Черепашке (Logo, Логомиры).
К Логомирам я испытываю отвращение, а вот язык Лого довольно интересный, жаль только его потенциал не раскрыли учителя, которые сами мало что поняли.
Черепашка «живет» на плоскости, понимает команды Вперед (расстояние) и Поворот (угол). Умеет оставлять след, когда ползет. Полярные координаты.
Чертежник — тоже рисует, но в декартовой плоскости (обычные координаты), понимает команды ПерейтиВТочку (x,y) и т.д.
Возможности и Ч и Ч на первый взгляд близки, но на самом деле — это два разных принципа. Для взрослых мало интересного, а для детей и школьников — неплохой материал для интересных задач на программирование.
Я больше использую Робота, потому что там больше возможностей, да и нравится он мне, еще со школы и с учебников Кушниренко.
Мне всегда не хватало возможностей Робота, поэтому я создал своего, которого научил разным интересным командам. Теперь хватает.
Но хочу еще кое-что сделать, есть хорошие идеи для Исполнителей. Пылесосик, Кенгуренок, Кузнечик, Водолей.
Водолея даже делал, но он пропал вместе с жестким диском.
Задания на Черепушку, Чертежника, Робота входят в ЕГЭ по информатике.