Пять способов обучения программированию

Все знают о том, что учиться можно очно и заочно. И, вроде бы, первое хорошо, а второе — плохо. Давайте разберемся, какие способы обучения программированию существуют, а также в их достоинствах и недостатках. К оценке подойдем с такими критериями: удобство (расписание, длительность занятий), скорость, результат (полученные знания), стоимость, опыт поиска знаний. Обратите внимание на последний пункт — он настолько важен в современном мире, что об этом стоит написать несколько отдельных статей.

  1. Очные и групповые занятия (компьютерные курсы)
  2. Дистанционные и групповые занятия (вебинары)
  3. Очное индивидуальное обучение
  4. Дистанционное индивидуальное обучение
  5. Самообучение по книгам или видеоурокам

Опишу свойства каждого способа, а потом сведу в таблицу результаты.

1. Очные групповые занятия — привычный, но малоэффективный способ изучения программирования

Первая проблема — найти их где-нибудь поблизости. Было время, компьютерных курсов развелось много, и в почти в каждом подвале располагался игровой клуб или учебный центр. Теперь на рынке только крупные игроки и к ним в учебный центр придется как-то добираться. Где-то существуют и выездные компьютерные курсы, во всяком случае я что-то об этом слышал. Добраться до занятий мало. Надо еще и «убраться» с них до наступления ночи, что сильно ограничивает возможное время занятий и создает проблемы с расписанием.

Вторая проблема: скорость обучения ориентирована на «среднесоображающих» слушателей. Есть люди, которые запоминают хорошо, но им нужно сделать медленно и повторить несколько раз. Другие же схватывают быстро, но могут забыть к следующему занятию. Учить таких людей в одной группе очень сложно. И тем и другим работать в группе дискомфортно. Для соображающих быстро будет невыносимо ожидание группы, когда им уже давно всё понятно и будет мало повторений на следующем занятии, а для соображающих медленно будет мало времени на усвоение и закрепление и утомительно повторение на следующем занятии того, что уже запомнили. Как обычно, группа ориентирована на средних (в этой группе). Учиться можно, но эффективность (отношение результату к потраченному времени и средствам) сильно снижается.

Третья проблема: некоторым сложно сказать, что он не понял перед всей группой. Такое встречается довольно часто.

Однако, не всё так плохо.

Преимущество: стоимость групповых занятий ниже, чем индивидуальных. Это частично компенсирует невысокую эффективность, если деньги для вас важнее, чем время.

Еще одну особенность стоит подчеркнуть: в групповых занятиях, в отличие от индивидуальных, слушатель может «спрятаться» за группой, если он избегает прямого контакта с преподавателем.

Умение добывать информацию не развивается, т.к. обучение проходит по жесткому плану, с подготовленными заданиями и объяснениями.

 2. Дистанционные и групповые занятия (вебинары) — удобный, но не слишком эффективный способ изучения программирования

Полностью решается проблема с поиском центра: вам не нужно никуда ехать, вы занимаетесь дома, через интернет.

Частично решается проблема с расписанием: закончить занятие можно и в позднее время, ведь вам не нужно никуда ехать. Частично, потому что вебинары тоже проходят по расписанию и, если вы работаете суточным графиком, вам будет сложно подстроится под график занятий.

Нет страха перед группой, и кому-то будет легче ответить «нет» на вопрос преподавателя, всё ли понятно.

В отличие от очных занятий вебинары удобнее: вы в удобной позе, в любимой одежде, при комфортном освещении и температуре.

Вместе с тем, все проблемы группового занятия остаются — скорость ориентирована на средних, эффективность невысокая.

Добавляется еще одна проблема: техническая. Техника иногда подводит, и вы можете «выпасть» из занятия потому что Интернет вдруг отключился, или пропал звук или пропало изображение. В отличие от индивидуальных занятий преподаватель не сможет перенести или отложить занятие, пока вы настраиваете свой компьютер.

Умение добывать информацию не развивается, т.к. обучение проходит по жесткому плану, с подготовленными заданиями и объяснениями.

3. Очное индивидуальное обучение — эффективный, но дорогой способ обучения программированию

Самый древний способ обучения. И по-прежнему очень эффективный.

«Очное» — значит могут быть проблемы с тем, чтобы добраться до места проведения занятий. Могут и не быть, если это будут проблемы преподавателя и он сам к вам приедет.

Этот способ самый дорогой из всех рассмотренных.

Сложно будет тем, кто избегает прямого контакта с преподавателем — им уютнее «за спинами однокурсников».

Первое преимущество: индивидуальная интенсивность обучения, зависящая только от вас. Именно благодаря этому эффективность резко вырастает, по сравнению с групповым методом обучения.

Второе преимущество: меньше времени тратится на обучение при том, что объем материала может быть больше. Это прямое следствие того, что эффективность выше. Я часто сталкиваюсь с непониманием причин этого, поэтому написал отдельную статью, где на подробном примере объяснил, почему индивидуальное обучение программированию эффективнее группового.

Умение добывать информацию будет развиваться, если преподаватель будет давать задания, на которые невозможно ответить, без поиска информации. Чаще преподаватель не хочет тратить много времени и сил на такие задания, но при индивидуальном обучении это прекрасно реализуется.

4. Дистанционное индивидуальное обучение — самый эффективный и удобный способ обучения программированию

Этот способ дешевле, чем очный индивидуальный и намного удобнее — ведь ни вам, ни преподавателю не нужно никуда ехать. Вы сможете максимально повысить эффективность обучения за счет уменьшения длительности занятия. Потратить на дорогу час (полчаса туда-обратно), чтобы отучиться час никто не захочет, поэтому занятия длятся не менее 2-4 часов. Но мозг человека начинает хуже воспринимать информацию уже после первого часа обучения. В случае дистанционного обучения вы сможете заниматься ровно столько, сколько нужно с методической точки зрения, не думая о дороге,пробках и расписаниях.

Так же, как и при дистанционных групповых занятиях, вы работаете в полном комфорте: удобная одежда, уютное кресло, не помешают работе полумрак и чашка чая или кофе. Большинство людей, ни разу не пробовавших дистанционное обучение, даже не представляет, насколько это может быть удобно и приятно.

Так же, как и при очном индивидуальном, вы сами выбираете скорость обучения, что делает занятия максимально эффективными: вам не нужно никого ждать, ни под кого подстраиваться.

В отличие от очного индивидуального обучения, при дистанционном способе обычно отсутствует напряжение, вызванное повышенным вниманием преподавателя, нет так же и страха группы. Даже самый «зажатый» ученик в таких условиях расслабляется и может спокойно попросить объяснить еще раз, если он не очень хорошо понял. Это многого стоит.

При любом индивидуальном обучении преподаватель может давать задания на поиск информации. Иногда это называют «проблемным обучением», т.е. дается «проблема»: задание, решить которое, используя имеющиеся знания, невозможно. Нужно найти другой способ. При дистанционном обучении практиковать такие задания еще удобнее, чем при очном. В моей практике были случаи, когда один учебный час я разбивал на два сеанса только для того, чтобы не торопить ученика и не давать ему готового решения, а позволить ему самому найти правильный путь.

Еще один довод в пользу дистанционного обучения программированию: ОРЗ, ОРВИ и другие вирусы вас больше не достанут. В наше «вирусное» время это позволит сохранить ваше самочувствие, да и здоровье. Перефразируя рекламу: «20% здоровья бесплатно!».

5. Самообучение по книгам или видеоурокам

Основное преимущество данного способа можно отнести минимальные затраты, поскольку не нужно платить преподавателю. Следует отметить, что в этом случае вы можете узнать намного больше, чем узнали бы на курсах с преподавателем, но за какое время — никто не скажет. Это может быть как намного быстрее, чем при обучении в группе или индивидуально, так и во много раз дольше. В первую очередь вы учитесь сами находить ответы на вопросы, учитесь правильно формулировать вопросы, а потом уже приобретаете знания.

1-плохо
4-отлично

Потраченное время Удобство Результат Опыт поиска Стоимость
Очные групповые занятия 1 1 2 0 3
Вебинары 2 2 2 1 4
Очные индивидуальные занятия 3 3 4 2 1
Дистанционные индивидуальные занятия 4 4 4 2 2
Самообучение 0 4 0-5 5 5

Сравнение видов обучения

Сравнение видов обучения

 

Реальная история из моей практики: я готовил школьника к ЕГЭ по информатике. Ездил он ко мне домой из деревни: 10 минут дойти до остановки + 5 минут подождать + 40 минут на доехать на автобусе + 10 минут от вокзала до моего дома = час на дорогу ко мне. От меня дольше на полчаса, потому что автобусы ходят по своему расписанию. Итого 2.5 часов на дорогу. И это в 11-м классе, когда время и силы дороги, как никогда! Два раза в неделю, в течение восьми месяцев: 8*8*2,5=40 часов времени, потраченного впустую и 3200 рублей на дорогу (50 в один конец). Расчеты не очень точны, потому что два последних месяца я его часто отвозил домой на машине,из-за того, что переехал в другой город и добираться ему до меня стало еще сложнее. В итоге, я за занятие и «доставку» его домой получал меньше, чем получил бы таксист, за что, что отвез бы его в деревню. Я пошел на это, потому что … потому что так было правильно. Занятия через Интернет сэкономили бы массу времени и сил, но в его деревне Интернет был доступен только через 3G модем, а 3G не было и в помине, только EDGE с обрывами. Скорость соединения с Интернетом не позволяла заниматься дистанционно.

 

Экономьте здоровье, силы и время: занимайтесь дистанционно!

6 thoughts on “Пять способов обучения программированию

    1. Спасибо, Оксана.
      В соответствии со своими принципами, вместо того, чтобы «рекламно зазывать» отмечу, что в статье представлено исключительно моё личное мнение. На полноту не претендую, на истину в последней инстанции — тоже. Статью воспринимать только как информацию к размышлению. С другой стороны, это не чужие мысли, а мои выводы на основе моей же практике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *