В статье Пять способов обучения программированию я рассказал о том, как можно учиться: очно, дистанционно, в группе и индивидуально, а также самостоятельно. Я постарался подробно рассказать о достоинствах и недостатках каждого способа.
Нет хороших или плохих способов обучения, есть подходящие и неподходящие. Ко мне обращаются разные люди с просьбой научить их программировать, с разными ситуациями и задачами. У кого-то мало свободного времени и он готов потратить больше денег на обучение, лишь бы сэкономить время. Другому нужно создать лишь одну программу, но понять, как это сделать (обычно это макрос в Excel). Третий не знает, чего хочет конкретно, просто ему интересно программирование. Я работаю со всеми, мне нравится обучать программированию, но в большей степени я ориентируюсь на школьников, которые заинтересовались программированием. Школа дистанционная, поэтому я буду рассматривать только дистанционное обучение. К слову сказать, даже детей из соседних домов я предпочитаю учить дистанционно, потому что это удобнее.
Сначала расскажу об индивидуальном обучении программированию.
Схема первая: «Нужно контролировать». Ко мне часто обращаются родители, с просьбой «переключить» внимание ребенка с компьютерных игр на что-нибудь полезное. В этом случае нельзя полагаться на самостоятельный интерес ребенка, необходимо больше контроля со стороны преподавателя. В этом случае оптимально два занятия в неделю по одному академическому часу (45 минут). Много на этой схеме не достичь, она не предполагает домашних заданий, но зато позволяет «втянуть» ученика в процесс. После чего, можно переходить на обычное обучение.
Схема вторая: «Обычное обучение». Одно-два занятия в неделю по одному академическому часу с домашним заданием. Домашнее задание дается по пройденному материалу, т.е. задания такие, что их всегда можно сделать. Это простой, привычный для многих способ обучения.
Схема третья: «А можно дешевле?». Случается, что родители ученика просят меня снизить стоимость обучения, если 400 рублей в неделю для них дорого (1200 в месяц). Я никому не отказываю. В этом случае обучение выглядит так: ученик получает учебный план, задания, ссылки на сайты, книги, которые надо читать. Занимается сам, а когда сталкивается с проблемой, которую не может решить — обращается ко мне за консультацией. Это очень хороший способ! Он развивает умение бороться за знания, но не у всех хватает упорства и мотивации, именно поэтому многие и выбирают «Обычное обучение». Важное отличие данной схемы от самообучения заключается в том, что ученик получает список задач и вопросов, т.е. он вступает на путь с картой, а не ищет вслепую, полагаясь случай.
Схема четвертая: «Летний интенсив». Если вы хотите позаниматься летом и у вас достаточно свободного времени, то можно заниматься четыре-пять раз в неделю. Больше не стоит, потому что будет снижаться эффективность. Конечно, если вам нужно научиться программировать за лето, до начала учебного года, то это вполне реально.
Схема пятая: «Правильное обучение». Это одно-два занятия в неделю по одному академическому часу. Если при «Обычном обучении» я объясняю новый материал и даю домашнее задание для его закрепления, то в схеме «Правильное обучение» я даю домашнее задание, а потом на уроке разбираем, что получилось, а что нет. Т.е. я не даю готовых ответов и ученику приходится постоянно думать над решением новых задач. Задания формируются так, чтобы их можно было решить, они посильны, но нужно подумать. Другими словами это можно назвать «проблемное обучение»: формулируется проблема и ищется решение. Ученик в данном случае не пассивный «пассажир», как при «обычном обучении» — он активный участник образовательного процесса. К этой схеме я стараюсь привести всех учеников, о чем они даже не всегда догадываются.
Кроме индивидуального обучения программированию я провожу бесплатные вебинары.
На них удобно давать основы, показывать решение отдельных сложных задач, рассказывать теоретические аспекты, разбирать примеры заданий ЕГЭ или ГИА.
Вебинары или видеоуроки по обучению программированию не могут заменить занятия, но могут помочь принять решение, помогут понять ученикам и их родителям, зачем нужно программирование, что это такое и стоит ли его изучать.
Ближайший бесплатный вебинар «С чего начать изучение программирования» пройдет в первых числах сентября. Сейчас я выбираю наиболее удобную форму информирования подписчиков, пока можете подписаться на RSS канал новостей сайта.
Часто встречаю людей, которые хотят сэкономить либо на времени, либо на цене. И при этом иметь первоклассные знания. И объяснения, что так не бывает — не воспринимают :(
Пятая схема действительно оптимальна.
«Маппет-шоу» (кто помнит):
-Хочу поехать в (такой-то) Нью-Йорк
-120$, первым классом
-А дешевле?
-80$ вторым классом
-А еще дешевле?
…
окончилось огромной гирей сверху и
-Мари, отправь это письмом в Нью-Йорк за 15 центов.